Контакты

Главная
  /  
Готовим научную смену

Готовим научную смену

09.12.2019

20-23 ноября 2019 года на базе Института цитологии и генетики СО РАН прошла VII Сибирская межрегиональная конференция «Современные подходы к организации юннатской деятельности» (7SRC2019).

Целью конференции было распространение опыта организации эффективной работы по формированию экологической культуры у подрастающего поколения.

На открытии конференции с докладом выступил Рыбаков Р.В., научный сотрудник СибИМЭ СФНЦА РАН, президент компании «Современные системы выращивания».

Он затронул актуальный вопрос об инновационных подходах к увеличению производительности в области сельского хозяйства. «На современном этапе выращивание растений в гидропонных установках, в климатических камерах является весьма актуальным процессом, - подчеркнул Роман Владимирович, - Однако ввиду технической сложности в системах поддержания жизнедеятельности возможны риски выхода из строя отдельных узлов. Все существующие гидропонные установки различных систем имеют один общий недостаток – отсутствие автоматизированной системы для управления основными параметрами».

До настоящего времени, на рынке отсутствовали промышленные автоматические системы, которые бы в полной мере удовлетворили запросы потребителей в вопросе выращивания растений без почвы. Поэтому целью работы выбрано повышение технологической эффективности и снижение влияния человеческого фактора выращивания растений в гидропонных установках. В рамках реализации данной работы предложена структура прибора по блокам. Разработан состав блоков. Определены требования к первичному измерительному преобразователю прибора для регулирования параметров состава питательного раствора погруженными в него сенсорами, световому режиму, концентрации углекислого газа, уровню питательного раствора и сменяемости раствора. Изготовлен опытный образец прибора.

Особенностью устройства является возможность удаленного мониторинга и управления критическими показателями, определяющими скорость роста и качество растений в производстве. При использовании комплекса автоматизации выращивания «OverGrower» существенно снижается влияние человеческого фактора, вследствие сокращения вовлеченности персонала в обслуживание одной гидропонной установки в 16 раз.

В рамках конференции проходил круглый стол «Современные подходы к организации юннатской деятельности».

На секции «Опыт привлечения подростков 14-17 лет к исследовательской деятельности» с докладом выступила Леонова М.А.,, к.в.н., с.н.с. ИЭВСиДВ СФНЦА РАН, п.д.о. МКУ ДО НСР НСО «СЮН». Она затронула важный вопрос: в связи с растущими потребностями социума в получении качественной, экологически безопасной продукции животноводства, качественных медицинских услуг, область агробиотехнологических, медицинских и ветеринарных наук была и остаётся на острие востребованности в обществе и государстве в целом.

Экспериментально-исследовательская деятельность строится как на личном интересе и амбициях учащегося, так и на инициативе и творческих качествах педагога, способного не только заинтересовать темой исследования, но и своим примером увлечь в решение поставленных задач. Работа с учащимися ведётся, в первую очередь с учётом особенностей личности каждого, имеющихся знания, уровня интереса в области агробиотехнологических, медицинских и ветеринарных наук и стремления развиваться в этом направлении. «Хотелось бы отметить, что современные подростки имеют огромные возможности для реализации своего потенциала в связи с быстрым доступом к информационным ресурсам, поэтому особенностью моей работы является постановка учащегося в вынужденную ситуацию поиска разрешения поставленной задачи. Учащийся не получает готовый ответ, а получает направление на поиск информации по теме, на самостоятельное изучение новых терминов, формирует потребность в непрерывном самообразовании», - отметила Марина Александровна.

Данилова Альбина Афанасьевна, д.б.н., г.н.с. СибНИИЗиХ СФНЦА РАН, п.д.о. МКУ ДО НСР НСО «СЮН» на секции «Опыт взаимодействия с НИИ при организации исследовательской деятельности юннатов» представила доклад, где подчеркнула, что можно провести эксперимент и без использования специального сложного оборудования. В частности, она отметила, что многолетние опыты на полях СФНЦА РАН с разнообразными фоновыми изменениями подтолкнули к возможности проведения ряда исследований с учащимися. Так, в качестве биотеста для оценки состояния среды был использован азотобактер. И принято считать, что, если почва обогащена этим микроорганизмом, то с ней все благополучно. Были отобраны образцы почв – от истощенных (многолетний пар) до целины. Согласно общепринятому мнению количество азотобактера должно возрастать от многолетнего пара к целине, но оказалось, что на этих почвах бактерии нет. Стали искать причину, в почву многолетнего пара добавили глюкозу, в качестве питательного субстрата, и получили обрастание, на целине при тех же условиях – роста не было.

Следующим этапом оценили уровень конкуренции: внесли в почву живую культуру, и на фоне многолетнего пара появилось дружное обрастание, а на целине – единичные колонии, что говорило о том, что биоразнообразие в целинной почве не допускает рост микроорганизма. Таким образом, обилие азотобактера – признак незрелости почвы. Всё это можно было зафиксировать визуально. У учащихся с помощью такого простейшего метода появляется материал, на основании которого уже можно рассуждать и делать выводы.

Прошедшая конференция позволила учёным СФНЦА РАН поделиться опытом работы с подрастающим поколением, с наставниками из школьной и научной среды, обсудить тенденции привлечения молодёжи в науку ещё со школьной скамьи.


Вернуться к списку новостей